"Фонвизин" - набор из 13 открыток с репродукциями акварелей Артура Фонвизина. 1971 год

"Фонвизин" - набор из 13 открыток с репродукциями акварелей Артура Фонвизина. Издательство "Советский художник", 1971 год. Тираж 16500 экз. Зак.№. 16-719. Перечень открыток прилагается.

ПЕРЕЧЕНЬ ОТКРЫТОК 

  1. Портрет Балерины Майи Плесецкой
  2. Портрет девочки
  3. Пейзаж. Деревня
  4. Цветы в синем кувшине
  5. Маки
  6. Красные цветы
  7. Сирень
  8. Красные гладиолусы
  9. Красные лилии и пионы
  10. Портрет актрисы Ю.Глизер
  11. Балерины
  12. Женский портрет
  13. Гость. Из серии "Песни и романсы"

Фонвизин Обложка набора
Обложка набора открыток "Фонвизин"

    Работы старейшего советского акварелиста Артура Владимировича Фонвизина критики часто сравнивают с цветами. Это, наверное, происходит оттого, что творчество художника приносит людям радость и доставляет истинное наслаждение.

  Радость открытия, удивление окружающим сопутствует всем работам художника- будь то портреты, пейзажи или натюрморты.

     А. В. Фонвизин родился в 1882 году в Риге, в семье лесничего. Детство художника прошло среди лесов среднерусской полосы. В 1901 году Фонвизин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями становятся Бакшеев, Клодт, Горский.

  Фонвизин принадлежит к поколению таких крупнейших мастеров изобразительного искусства, ка М. Сарьян и П. Кузнецов, с которыми он еще в начале века принимал участие в первых художественных выставках.

    Путь художника к акварели был долгим - он пришел к ней уже зрелым мастером в возрасте сорока пяти лет, до этого работая в основном в технике масляной живописи.

    Фонвизинские акварели сразу же обратили на себя внимание своим высоким профессиональным мастерством, стремлением к станковой законченности. Благодаря этой законченности работы Фонвизина воспринимаются как акварели-картины, в которых ощущается подчеркнуто живописное восприятие мира.

    Как всякий большой мастер, Фонвизин стремится к своему собственному видению мира и поэтому берет в натуре те стороны, которые больше всего отвечают его творческой индивидуальности. Это особенно заметно, например, в портретах актеров. Они не повествуют с документальной точностью об образе, созданном актером, но прежде всего говорят о том эмоциональном заряде, который присутствует в каждой талантливо задуманной роли.

    Актриса Малого театра Д. Зеркалова говорит, что актеры бывают очень благодарны Фонвизину за то, что он буквально «вытаскивает» в актере лучшие его качества. Такой подход происходит вовсе не от желания идеализировать натуру, как это можно было бы предположить. В фонвизинских портретах актеров привлекает необыкновенная обостренность чувств, которая постоянно сопровождает работу актера над ролью. Фонвизин стремится показать человека с лучшей его стороны - у него нет ни одного портрета, в котором раскрывались бы отрицательные черты человеческого характера. Артур Владимирович Фонвизин всегда остается романтиком, страстно верящим в человека (портрет архитектора Руднева, портреты балерины Майи Плисецкой, И. Левитиной и др.).

Фонвизин Акварели
Портрет балерины Майи Плесецкой

    Традиции русского акварельного портрета продолжает в своем творчестве Фонвизин. Многие акварельные портреты XIX века исследователи недаром называют «поэтическим напоминанием о человеке». Как созвучно это поискам Фонвизина. Но Фонвизин - современный художник, и у него даже внешне акварель выглядит по-другому. Сильно увеличен размер, а соответственно ему манера исполнения. Обычно акварелисты старались сделать незаметными границы цветовых пятен, считая, что это портит акварель. У Фонвизина даже очертания цветовых пятен служат еще одним выразительным средством. Но дело, конечно, не столько в манере исполнения, которая претерпела столь существенные изменения. Прежней осталась поэзия, теперь свойственная акварельному портрету-картине, яркому и темпераментному. Осталось романтически приподнятое восприятие человека.

    Быть может, те качества, о которых мы сейчас говорили, в особенности присущи детским портретам. Художник избегает в них поверхностного любования очаровательной непосредственностью ребенка. В детских портретах Фонвизина мы видим истинную любовь, тонкое проникновение в мир детства. Это не просто очередной портрет какого-то конкретного ребенка с его прелестными ямочками и веснушками, а, скорее, поэма о детстве, написанная лирическим языком искусства («Портрет девочки в полосатом платье», «Портрет девочки»).

Фонвизин Акварели
Портрет девочки

    Во всех фонвизинских акварелях ощущается стремительное движение - оно в мчащихся тройках и в скачущих цирковых лошадях. И даже в скромных подмосковных пейзажах мы ощущаем величественное движение облаков, которые часто занимают половину листа. Природа в изображении художника не становится лишь источником чувств человека («Пейзаж. Деревня»). Радость художника более всеобъемлюща - она не может вместить только личное отношение художника к природе. Акварелист умеет в одном пейзаже, будь то дерево, стоящее посреди широкого поля, одинокая изба, лесная прогалина или сад с цветущими деревьями, воссоздать жизнь природы.

Фонвизин Акварели
Пейзаж. Деревня

    Так же как в пейзажах, где небо, деревья, строения организованы в единую неразрывную композицию, так и в натюрмортах с цветами художник счастливо избегает специальной постановочности, свойственной этому жанру. Цветы, стол, ткани — все окружающие предметы объединяются в одно целое - — и только потом при внимательном рассмотрении, зритель понимает, что здесь есть отдельные композиционные и цветовые «удары». Но «инструментовано» это настолько органично, что вся напряженность композиции воспринимается без усилий как единое целое.

    В натюрмортах есть те же достоинства, которые мы отмечали, говоря о портретах и пейзажах, - расширение рамок определенного жанра. Задача трудная и почетная, ведь акварель всегда была весьма камерной в своем звучании.

    Они совсем особенные «цветы Фонвизина». Ведь натюрморты на эту тему любят писать многие художники. И если мы можем говорить о «сирени Кончаловского» или, как в данном случае, о «цветах Фонвизина», то это наверное происходит потому, что для этих художников цветы олицетворяют просветленное радостное состояние самой природы.

    Полнота впечатления при взгляде на фонвизинские натюрморты происходит от соединения двух начал - умения художника передать живую трепетность растений, увидеть поэтичность именно того конкретного мотива, который он пишет («Красные цветы», «Цветы в синем кувшине», «Красные лилии и пионы», «Маки», «Красные гладиолусы», «Сирень»).

Фонвизин Акварели
Цветы в синем кувшине

Фонвизин Акварели
Маки

Фонвизин Акварели
Красные цветы

Фонвизин Акварели
Сирень


Фонвизин Акварели
Красные гладиолусы

Фонвизин Акварели
Красные лилии и пионы

    Фонвизин настолько эмоционально воспринимает окружающий мир, что может создать прекрасную акварель всего за два-три часа работы. Это непрерывное творческое напряжение необходимо ему каждый день и поныне. При этом ему не всегда нужны «свежие» натурные впечатления. Многие акварели написаны по воспоминаниям.

    Всю жизнь живут в художнике впечатления о цирке, который он впервые увидел в семилетнем возрасте в Туле. До сих пор мастер пишет цирковую наездницу, показавшуюся ему в детстве сказочной героиней. Казалось бы, с помощью столь далеких воспоминаний вряд ли можно создать что-либо значительное, Но писать наездницу с некоторых пор стало для художника необходимостью. Это как бы мерило его творческого самочувствия. Фонвизин пишет «цирки», когда ищет новых выразительных средств, и когда у него просто не ладится работа, и когда он испытывает прилив сил. И то, что все эти наездницы различны по своему художественному решению, говорит о том, что в Фонвизине живет неиссякаемый запас творческой фантазии, веры в необычность реального мира, которая, быть может, когда-то породила в нем художника.

    У Фонвизина-иллюстратора как раз наиболее удачны именно те книги, где требовалась особенно большая творческая фантазия. Это иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина и Г. Х. Андерсена, к Э. Т. Гофману и др.

    Первые персональные выставки акварелей Фонвизина появились перед Великой Отечественной войной. Они устраивались и в трудный военный период, и в первые годы после войны, когда людям была так необходима радостная, живая сила искусства. И в наши дни ни одна крупная выставка не проходит без работ Артура Владимировича Фонвизина, где они неизменно привлекают внимание зрителей.

    Несмотря на почтенный возраст, глаз художника продолжает оставаться зорким, рука точной, а главное сохраняется жизнеутверждающая сила его искусства и блестящее мастерство.

Фонвизин Акварели
Портрет актрисы Ю. Глизер

Фонвизин Акварели
Балерины

Фонвизин Акварели
Женский портрет

Фонвизин Акварели
Гость. Из серии "Песни и романсы"

Автор аннотации - Г. Загянская


ВИДЕООБЗОР ОТКРЫТОК ИЗ НАБОРА 



Комментарии

Мой аукцион МЕШОК