"Русский и советский натюрморт" - набор из 13 открыток-репродукций издательства "Советский художник", 1975 года. Тираж 25000 экз. Изд. № 4-458.
Редактор - Л.С. Бубнова
Художественный редактор - Л.Я. Рубен
Технический редактор - Ю.С. Кислякова
Корректор - Е.Н. Куткина
ПОЛНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОТКРЫТОК
- А.Ю. Никич. "Спелая хурма"
- Ю.А. Шутов. "В мастерско"
- М. А. Бирштейн. "Натюрморт с восточным кувшином"
- И.А. Попов. "В мастерской"
- Я. И. Крестовский «Часы и куклы»
- Б. И. Шаманов «Свеча па окне»
- И. П. Обросов "Натюрморт с кадками для муки"
- Г. П . Егошин «Букет»
- А. В. Лукин «Подсолнухи и рябинка»
- 3. Я. Матвеева-Мостова "Натюрморт с балхарским кувшинов"
- М.В. Иванов "Натюрморт с рыбой"
- Э.Г. Браговский "Розы и репей"
- И.Л. Табенкин "Натюрморт на синем фоне"
В предлагаемой подборке открыток представлены картины с Всероссийской выставки натюрморта, состоявшейся в 1973 году в Москве. Такая выставка - современного, сегодняшнего натюрморта – была устроена впервые, чем она и примечательно. Правда, у нее была предшественница - ретроспективная выставка старого русского и советского натюрморта в Русском музее в Ленинграде (1969 г.). Между обеими выставками нетрудно заметить преемственную связь. Ретроспективный показ произведений отечественного натюрморта отвечал интересу современных художников к разнообразию жанровых форм, в том числе и интересу к тем жанрам, которые еще некоторое время назад казались недостойными серьезного внимания, как тот же натюрморт по сравнению, скажем, с историческим полотном или сюжетной картиной на бытовую тему.
Сегодня уже не приходится отстаивать полноправность натюрморта. Попытки защищать его начинают даже выглядеть общим местом. Этот отрадный факт свидетельствует о том, что рушатся казавшиеся столь живучими предрассудки. Представительный состав участников Российской выставки современного натюрморта, широкий географический диапазон и обилие работ говорят за то, что популярность этого жанра среди живописцев продолжает расти. Обращение к нему связано с поисками емкой, выразительной образной формы, а также и с возросшим вниманием к проблемам живописного мастерства.
Натюрморт, как никакой другой жанр,
обнажает метод художника, подвергает испытанию его живописное мастерство и вкус
уже по той простой причине, что здесь нельзя скрыться ни за сложным сюжетом, ни
за значительностью мотива. Вопрос «как сделано», хорошо или плохо написано,
встает неизбежно п сразу же. Возникает и кажущийся наивным, но в
действительности существеннейший вопрос, на который не так-то просто ответить:
почему в одном случае изображение обычного яблока или букета цветов — высокое
искусство, а в другом не менее похожее изображение такого же яблока пли букета
уже не искусство. Эта обнаженность коренной проблемы изобразительного искусства
и делает натюрморт своеобразным пробным камнем живописи, обостряет интерес к
нему и у самих художников, и у зрителей. И вот что любопытно как ни
парадоксально, но самые неискушенные зрители и изощренные ценители часто
оказываются единодушными именно привязанности к натюрморту. А то, что
привлекает их в нем, тоже весьма родственно – неизбежное «как сделано».
Определяющим качеством современного натюрморта можно признать принципиальную картинность решений, что симптоматично для состояния нашего искусства. Такой подход вполне отвечает вполне отвечает и жанровой специфике натюрморта. Жанр этот родился в искусстве конца XVI—XVII века именно как форма картины - емкая, богатая содержанием; этюдная же, учебная и экспериментальная его функции были уже вторичны. Картинность натюрморта специфична. Он не рассказывает, но использует ту выразительность, которая таится в образах предметов. Уже сам факт отдельного, изолированного изображения вещей, выделенных из контекста быта, заостряет и обновляет образ вещей, выявляет его значительность. Эта содержательность безмерно усиливается благодаря так называемой «постановке» - важнейшему в работе над натюрмортом акту специальной группировки предметов, сочинения мотива, что и отличает натюрморт от жанра интерьера, от просто этюдов вещей. В постановке натюрморта заключены особые конструктивные возможности «Я считаю, поставить перед собой толково натуру – это значит почти сделать картину», - говорил, например, один из классиков этого жанра И.И. Машков. Удачных постановок было немало на выставке, и стоит отметить это как определенное достижение по сравнению с недавним прошлым. Здесь были натюрморты, смело и органично вводящие предметы современной жизни, и, главное, оригинальные композиции, утверждающие личное, сегодняшнее видение.
Часто говорят о том, какое большое место заняли в нашем искусстве такие качества, как ассоциативность и метафоричность. Натюрморту в силу его специфики как раз свойственна ассоциативность образа. Поэтому естествен интерес наших художников, особенно мастеров картины большой формы, к ассоциативной содержательности натюрморта здесь этот принцип картинного построения выступает даже, можно сказать, в фокусе. Назовем, к примеру, натюрморты А.Ю. Никича, Ю.А. Шутова ("В мастерской"), М.А. Бирштейна («Натюрморт с восточным кувшином»), стоящую на стыке жанров картину И.А. Попова «В мастерской».
А.Ю. Никич. "Спелая хурма" |
М. А. Бирштейн "Натюрморт с восточным кувшином" |
И.А. Попов. "В мастерской" |
Понятно, что качество композиционности и картинности не сводится только к ассоциативно-символическому или метафорическому началу. В поисках картинности художник может опираться и на экспрессию в передаче вещественного содержания предметов, и на декоративные элементы, и на поиски гармонии живописно-пластического построения - пути здесь многообразны.
Тяготение к выразительности собственно предметных качеств интересных самих по себе и в своем сочетании вещей, стремление к их экспрессивной характеристике, увлечение их романтикой, построение образов с учетом историко-культурных реминисценций – одна из характерных тенденций в развитии современного натюрморта. Выбираются вещи старинные и просто старые, но сохраняющие аромат эпохи, или напротив, предметы, еще не освященные почтенной натюрмортной традицией, привлекающие романтикой новизны. Художников, тяготеющих к этой тенденции, влечет предельная точность в передаче физиономии вещи вплоть до мельчайших, но выражающих ее характер деталей; они стремятся передать дух времени, в вещах запечатлевшийся, подчеркивают остроту предметных сопоставлений (Я.И. Крестовский «Часы и куклы», В.Д. Трещев «Звучащая быль», Б.И. Шаманов «Свеча па окне»).
Я. И. Крестовский «Часы и куклы» |
Б. И. Шаманов «Свеча па окне» |
И. П. Обросов "Натюрморт с кадками для муки" |
Издавна обыгрывалось в натюрморте и декоративное начало: к нему влекла уже
любовь к воспроизведению предметов самих по себе красивых - цветов, фруктов,
тканей, сосудов. Натюрморт был призван сохранить их яркую цветность,
великолепный ритм - брал на себя их функцию украшать. Забота о декоративности
образа пронизывает многие из тех натюрмортов, которые были упомянуты нами. В
ряде других декоративное начало можно признать ведущим (Г.П. Егошин «Букет», А.В.
Лукин «Подсолнухи и рябинка»).
Г. П . Егошин «Букет» |
А. В. Лукин «Подсолнухи и рябинка» |
3. Я. Матвеева-Мостова "Натюрморт с балхарским кувшинов" |
М.В. Иванов "Натюрморт с рыбой" |
Э.Г. Браговский "Розы и репей" |
И. Л. Табенкин "Натюрморт на синем фоне" |
Поиски формы изображения неотделимы от искусства живописи, обусловлены самой его природой, но формально отделенные в изобразительной станковой картине от связей с передачей жизни натуры, ее гармонии, эти поиски ведут к стилизации. Непосредственная радость общения с натурой — живой источник искусства живописи. Для натюрморта это обретает особый смысл, так как он словно создан для важнейшей миссии - возвращать живопись к первоисточнику натуры. Поэтому так ценят художники этот жанр за те «моменты острых бесед живописца с натурой», которые, по выражению К.С. Петрова-Водкина, она дает.
Автор аннотации: И. Болотина
ВИДЕООБЗОР НАБОРА ОТКРЫТОК "РУССКИЙ И СОВЕТСКИЙ НАТЮРМОРТ"
Комментарии
Отправить комментарий